–¶–≤–µ—В–Њ–≤–∞—П —Б—Е–µ–Љ–∞:
C C C C
–®—А–Є—Д—В
Arial Times New Roman
–азмер шрифта
A A A
–Ъ–µ—А–љ–Є–љ–≥
1 2 3
–Ш–Ј–Њ–±—А–∞–ґ–µ–љ–Є—П:

–одител€м

–одительское просвещение

ѕросвещение - это процесс пропаганды и распространени€ культуры, предполагающий относительно самосто€тельный и свободный отбор индивидами сообщаемой информации (».  он).

ѕросвещение может охватывать разные области знаний и быть: психолого-педагогическим, методическим, правовым, экологическим, валеологическим, медицинским и т.д.

ѕросвещение родителей €вл€етс€ способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещени€ работники школы готов€т из родителей соратников, способных руководствоватьс€ в воспитании своих детей теми же иде€ми, на которые опираетс€ педагогический коллектив. »ными словами, Ђединство требованийї начинаетс€ с определени€ пол€ проблем, общих и дл€ учителей, и дл€ родителей.

¬ли€ние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. »менно семь€ определенным образом вли€ет на процесс и результаты формировани€ личности. »менно в семье происходит становление ребенка как человека носител€ высоких духовно-нравственных качеств. Ќигде, кроме семьи ребенок не научитс€ по- насто€щему любить и уважать окружающих. “олько авторитарное мнение родителей позвол€т достаточно полно сформировать у ребенка понимание о добре и зле, о правде и лжи. »менно от родителей напр€мую зависит, каким человеком, гражданином, мужем станет их ребенок, какое место он займет в социуме.

—овременна€ ситуаци€ в обществе диктует необходимость создани€ новых, более действенных форм работы с родител€ми по повышению их педагогического уровн€. –абота заключаетс€ в том, чтобы педагогическое просвещение родителей велось по специально созданной и апробированной программе, адаптированной специально дл€ родителей. ѕод словом адаптированной мы понимаем сжатие материла по вопросам педагогики и психологии, необходимой родител€м дл€ успешной работы со своими детьми, а также Ђпереводї содержани€ на доступный €зык взрослому человеку, далекому от педагогической профессии, т.е. исключение сложной терминологии, либо представление толковани€ того или иного пон€ти€ в более упрощенную форм.

Ќаша школа заинтересована в родителе как в компетентном партнере, именно ѕѕ– (педагогическое просвещение родителей) €вл€етс€ наилучшим способом повысить его педагогическую компетентность.

¬ отличие от информировани€ просвещение предполагает наличие обратной св€зи, вы€вление позиций субъектов в ходе обсуждени€ тех или иных вопросов - в данном случае участники (слушатели) более активны. »ными словами, если в процессе информировани€ необходимо дойти до каждого родител€ (это об€занность школы), то заниматьс€ просвещением - это право. Ќе в каждой школе это делаетс€, и не все родители в нем нуждаютс€. ќбучение родителей предполагает не только передачу знаний, но и формирование умений и навыков. ѕросвещение, в отличие от консультировани€ и поддержки, относитс€ к коллективным формам сотрудничества с родител€ми.

ƒл€ успешного осуществлени€ такой работы с родител€ми учитель сам должен не только иметь представление о современных особенност€х семейного воспитани€, но и уметь донести эти знани€ в деликатной форме, не став€ под сомнение установки и позиции родителей. ¬ насто€щее врем€ общество не имеет единой концепции семейного воспитани€, и задача педагога скорее подтолкнуть взрослых к формированию своей собственной концепции, чем слепо следовать чужой. »менно рефлексивные навыки помогают родител€м встать на путь осознанного взаимодействи€ с собственным ребенком.

¬ самом общем виде целью педагогического просвещени€ или обучени€ родителей €вл€етс€ формирование оптимальной родительской позиции. „то под этим подразумеваетс€? –одительска€ позици€ - это реальна€ психологическа€ и воспитательна€ направленность матери и отца, основанна€ на бессознательной оценке ребенка, выражающа€с€ в определенных способах и нормах взаимодействи€ с ним.

ќптимальна€ родительска€ позици€ должна быть:

  • адекватна (наиболее близка к объективной оценке психологических и характерологических особенностей ребенка; воспитательное воздействие необходимо строить на основе такой оценки);
  • динамична (способна измен€ть методы и формы общени€ и воздействи€ на ребенка применительно к его возрастным особенност€м, конкретным ситуаци€м, услови€м жизни семьи);
  • прогностична (воспитательные усили€ направлены в будущее, в соответствии с теми требовани€ми, которые ставит перед ребенком дальнейша€ жизнь).